Вопрос
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, решить спор с водниками по поводу сброса в черте населенного пункта через рассеивающий выпуск. Ссылку пункта 8 Методики разработки нормативов допустимых сбросов для водопользователей я понимаю так: в черте населенного пункта при сбросе через рассеивающие выпуски учитывается только начальное разбавление. Но контролирующий орган считает, что разбавление в черте города вообще не считается в любом случае. Как можно подтвердить свое понимание этого пункта?
В соответствии с пунктом 8 «Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 № 333...
Вопрос
1. Означает ли отсутствие рыбохозяйственных ПДК по сульфидам и сероводороду, что сброс этих веществ запрещен. Или нормативы должны устанавливаться по гигиеническим нормативам? Ранее ГН для сероводорода был равен 0,003 мг/л. Постановление Роспотребнадзора № 75 от 28 сентября 2007г устанавливает ГН для сероводорода, сульфидов 0,05 мг/л. Какие нормативы качества воды для водотока рыбохозяйственного значения действуют в РФ по сульфидам и сероводороду?
2. Такие же неясности возникают при установлении НДС для фосфора общего.
В соответствии с частью 3 пункта 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ...
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 № 327-ФЗ) нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28,06.2008 № 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" установлено, что нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Федеральное агентство по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании результатов проведения специализированных исследований в целях определения предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов, а также других показателей качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в соответствии с методическими указаниями по разработке указанных нормативов.
Таким образом, хозяйствующий субъект – водопользователь, в технологическом процессе которого стали использоваться новые вещества, новые химические соединения, композиционные смеси или те известные соединения, для которых еще не были установлены нормативы по предельно допустимым концентрациям для водоемов рыбохозяйственного значения (ПДКрыбхоз), обязаны до начала использования этих соединений в технологическом процессе заказать разработку ПДКрыбхоз. в специализированной организации, которая имеет аккредитацию в этой области, с параллельной разработкой методики определения данных соединений на уровне значений концентрации ПДКрыбхоз. Разработанные ПДКрыбхоз в установленным законодательством порядке передаются в Федеральное агентство по рыболовству и далее в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждаются Федеральным агентством по рыболовству и выпускаются в виде дополнительного приложения к приказу Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 № 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"
Без аттестованной методики по определению нового химического соединения на уровне значений концентрации ПДКрыбхоз, разработанные ПДКрыбхоз не могут быть приняты к утверждению.
Относительно отсутствующих нормативов ПДКрыбхоз по сульфидам, сероводороду и общему фосфору:
В таблице 1 Нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (утверждена приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20) присутствуют данные по ПДКрыбхоз для сульфида натрия (сернокислый натрий девятиводный) № 802: 0,01 мг/дм3 по веществу и 0,005 мг/дм3 в пересчете S2- (для олиготрофных водоемов - 0,001 и 0,0005 мг/дм3 соответственно).
Разработку ПДКрыбхоз для сероводорода и общего фосфора необходимо заказывать специализированной организации. Причем необходимо уточнить, что означает общий фосфор, – это его содержание в органических или неорганических соединениях?
Вопрос
Кто устанавливает класс олиготрофии для водного объекта? Территориальный орган Росрыболовства не дает ответ. Как в этом случае устанавливать НДС по фосфатам?
В соответствии с пунктом 1 Положения "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372 ...
5.4.5. государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов...
В то же самое время Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.2. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Это означает, что все данные по состоянию водных объектов, фоновые концентрации, а также и класс олиготрофии водного объекта можно получить в Росгидромете.
В случае отсутствия таких данных в Росгидромете водопользователь вправе привлечь специализированную организацию к проведению работы по установлению класса олиготрофии водного объекта. Однако эта организация обязательно должна иметь аккредитацию Росгидромета в данной области.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю" Росгидрометом был издан приказ от 23.09.2010 № 311 "Об организации работ по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды к проведению мероприятий по контролю".
Вопрос
Уточните, пожалуйста, какой метод расчета максимального часового объема поверхностного ливневого стока является на сегодняшний день актуальным и правомерным?
Еще один вопрос заключается в следующем: у нас три вида сточных вод после очистки собираются в накопительную емкость: поверхностный ливневый сток, сток бытовых сточных вод и сток с водоподготовительной установки (без очистки). После чего вода, которая накапливается в емкости, используется для полива, а то, что "переливается", попадает через выпуск в водный объект. Каким образом будет правильнее учитывать объем (расход максимальный часовой) сточных вод при расчете НДС по каждому загрязняющему веществу?
Эксперт потребовал написать максимальный расход м3/ч, как будто у нас происходит выпуск в реку без накопления в емкости.
Для расчета часового объема поверхностного ливневого стока допускается использование "Рекомендаций по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты, ГНЦ РФ ФГУП "НИИ ВОДГЕО", Рострой, М., 2006....
Относительно второй части вопроса можно сообщить, что здесь усматриваются множественные нарушения водного законодательства Российской Федерации и санитарно-гигиенических норм.
1. В соответствии пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Таким образом, ливневые и хозяйственно-бытовые сточные воды, прошедшие систему очистки, обязательно должны быть подвергнуты обеззараживанию. Причем, сбор и накапливание их в емкости без соблюдения определенных санитарно-гигиенических мероприятий, например, периодического отбора проб из емкости на санитарно-бактериологический анализ, является нарушением СанПиН 2.1.5.980-00 (раздела 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 22.06.2000 г. (дата введения 01.01.2001 г.).
2. Сточные воды с водоподготовительной установки (обычно после регенерации) являются загрязненными и поэтому перед сбросом в водный объект обязательно должны быть подвергнуты очистке.
3. В соответствии с водным законодательством Российской Федерации, в частности, с ч. 1, п. 6, ст. 60; п. 6, ст. 56, ч. 3, п. 3, ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 № 417-ФЗ хозяйствующий субъект имеет право сбрасывать очищенные сточные воды в водный объект. Но ни в одном законодательном акте не регламентируется сброс очищенных сточных вод через накопительную емкость. Это уже инициатива самого водопользователя, причем, в нарушение санитарно-гигиенических норм и СанПиН 2.1.5.980-00 (как было уже указано выше). Поэтому НДС для сточных вод рассчитываются по каждому загрязняющему веществу по максимальному расходу сточных вод согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 № 448 и Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 № 333.
4. Для того, чтобы использовать сточные воды для полива необходимо получить разрешение от государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Документов по использованию сточных вод для полива улиц и дорог населенных пунктов (в том числе и территорий предприятий) в настоящий момент не существует. Впрочем, такой документ трудно представить, так как он должен чётко определять высокую степень очистки сточных вод как от органических, так и от неорганических соединений, а также полное обезвреживание очищенных сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям (такие методы очистки сточных вод возможны только с применением очень дорогих современных технологий на основе процессов обратного осмоса, нано-, ультра- и микрофильтрации).
Сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций с фекально-оральным механизмом передачи.
Недостаточно обеззараженная сточная вода может привести к повышению порога заражения населения патогенными микроорганизмами и яйцами гельминтов (см. "Мероприятия по снижению риска заражения населения возбудителями паразитов. МУ 3.2.1022-01", и "Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями. МУ 3.2.1756-03", утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ соответственно 15.03.2001 и 28.03.2003).
Поэтому при выборе метода обеззараживания сточных вод, используемых для полива, необходимо учитывать гигиеническую надёжность бактерицидного и вирулицидного эффекта, медико-биологические последствия при дальнейшем использовании обеззараженных стоков.
СанПиН 2.1.7.573-96 "Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения", утверждённые постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 № 46, устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Данные санитарные правила и нормы были разработаны на основании Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.1991 № 1034-1 (утратил силу в связи с принятием Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ) в соответствии с действовавшим в то время Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённым постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 № 625 (утратило силу). В настоящее время действует Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании от 24.07.2000 № 554 (в редакции постановлений Правительства РФ от 06.02.2004 № 51, от 17.11.2004 № 648, от 15.09.2005 № 569).
Пункт 3 действующих СанПиН 2.1.7.573-96 определяет возможность использования очищенных сточных вод для орошения и удобрения земель, но с чёткой регламентацией выбора территории земледельческих полей орошения и осуществления контроля за их эксплуатацией. Это должны быть специализированные мелиоративные системы, предназначенные для использования подготовленных сточных вод на орошение и удобрение земель и для осуществления естественной биологической их доочистки.
Пункт 4 СанПиН 2.1.7.573-96 определяет требования к выбору территории земледельческих полей орошения и подпункт 4.7 утверждает, что между населенными пунктами и территорией земледельческих полей орошения устанавливается санитарно-защитная зона, ширина которой находится в зависимости от способа полива и должна быть не менее: при подпочвенном и внутрипочвенном орошении – 100 м, при поверхностном поливе – 150 м и т.д.
Кроме того, по границам орошаемых полей со стороны населённых пунктов должно быть предусмотрено устройство защитных лесных полос шириной не менее 15 м, а по границам территории земледельческих полей орошения устанавливаются предупредительные знаки для населения. Пункт 5 (Требования к качеству сточных вод и их осадков) и пункт 6 (Требования к методам подготовки сточных вод и их осадков) совершенно чётко регламентируют степень очистки и обеззараживания сточных вод перед их применением на территории земледельческих полей орошения. Микробиологические и паразитологические показатели качества пригодных для орошения сточных вод приведены в таблице 1 СанПиН 2.1.7.573-96.
Таким образом, для того чтобы получить разрешение на использование очищенных сточных вод, прежде всего необходимо в соответствии с Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 (в редакции постановлений Правительства РФ от 06.02.2004 № 51, от 17.11.2004 № 648, от 15.09.2005 № 569), а также в соответствии с Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 получить разрешение от государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Научно-производственное предприятие "ЛОГУС" | |
Компьютерные программы для экологов143402, МO, г.Красногорск, ул.Жуковского, д.17, оф.11. тел (495) 795-8880 |
Быстрый переход |
Поиск |
Частые вопросы |
Работает ли программа в Windows 7, 8, x64, ... ? |
Сообщества |
|